Церкви, суеверия и народное богоискательство

Старые церкви, мистические легенды и много истории - пешеходный маршрут по Басманному району

Начало маршрута: метро Сухаревская

Окончание маршрута: улица Фридриха Энгельса (метро Бауманская)

Примерное время в пути: 3.5 часа

 


На месте, где сейчас стоит высотка на Красных воротах, был дом, в котором родился Лермонтов. 
С месторасположением дома, в котором родился Пушкин, есть разночтения, но дом этот определенно стоял совсем рядом с нынешним метро Бауманская. 
Два поэта и два гения с разницей в каких-то 15 лет появились на свет в нескольких километрах друг от друга и в пространстве между до сих удивительно и странно. Предлагаем изучить район с прогулкой, объединенной легендами, суевериями и церквями. Маршрут от церкви к церкви, немного совпадений, немного мистики и городские слухи.

 

Начнем с Сухаревской площади

Места, где кто-то до сих пор ищут следы колдуна и чернокнижника Брюса и его философский камень. Московский кусочек готических историй.

Яков Брюс был военным, сподвижником и любимцем Петра 1. Он, вероятно, удивился бы, прочитай сейчас в интернете свою историю, согласно которой он - главный московский мистик. Чернокнижником считали его за умение врачевать, за то, что все ему удавалось, за энциклопедические знания, которым неоткуда было взяться. Нигде не учившийся, он говорил на нескольких языках, разбирался в естественных науках. Да так, что вел переписку с Лейбницом.

Его современники верили, что Брюс владеет книгой, которая содержит в себе все знание мира, что он ищет бессмертия, что знает магию оживления из мертвых. Что не спит ночами и занят чем-то мрачным и богомерзким на вершине Сухаревой башни. Башню построил Петр I и выделил помещение наверху Брюсу для проведения астрономических наблюдений. Он проводил их, к тому же в башне устраивались спиритические сеансы, на которых бывал и любознательный Петр 1. В комнатке горел огонек, который убеждал горожан, что Брюс не спит ночами и занимается алхимией. Есть несколько городских версий по поводу успехов Брюса в его изысканиях. И наибольшее распространение получила та, согласна которой Брюс секрет вечной жизни нашел, книгу свою спрятал где-то в Москве, а сам до сих пор бродит по городу полупризраком, охраняет книгу и ждет конца времен.

Сухаревская башня находилась почти на месте нынешним метро Сухаревская. Ее снесли в 1934 году, а уже в наше время Афиша выпустила материал о мистических точках на карте города. Сотрудники круглосуточного Макдональдс рядом с метро рассказали, что не ходят с ночной смены поодиночке, потому что несколько из них видели на площади тень Брюса и это было так жутко, что ходить там одному рано утром они никому не рекомендуют.

Я много раз была на Сухаревской ночью и менее подходящего места для готики трудно представить. Но есть идея.

 

Большая Спасская улица

О ней чуть позже. Мы двигаться дальше и отправляемся на начинающуюся неподалеку Большую Спасскую улицу.

В противовес названию это маленькая и на первый взгляд унылая улочка с серыми многоэтажками. Еще тут расположено посольство Тайланда с будкой часового. И бродят привидения.

Когда-то на улице находилась красивейшая церковь, давшая название всему району – церковь Спаса Преображения. Каменный храм в этом месте построили в 1689 году. В здешнем приходе находились купеческие колокольные заводы. На одном из них для колокольни Спаса был отлит гигантский, 800-пудовый колокол. В 17-м году история заводов закончилась. А через 20 лет закончилась и история Храма. Говорят, местные жители не побоялись устроить шествие протеста против сноса церкви, но это не помогло – храм снесли. Единственное, что сохранилось - древняя кованная решетка. Камни отправили на строительство метрополитена, а на освободившемся месте появилась школа. В войну в ней располагался призывной пункт, а в 45-м году разместилось Строгановское училище. Возможно, благодаря его студентам, решетка и уцелела. Те постоянно ее рисовали. 

В 1958 г. Строгановку перевели, ограду демонтировали и перенесли к церкви Петра и Павла (следующая точка нашего маршрута), а в 1976 г. в здании открыли бухгалтерский техникум.

"Курсы заканчивались в 21.00 и кроме двух групп в здании уже никого не оставалось. С подругой зимними вечерами мы частенько в темных коридорах слышали странные звуки (будто кто-то ходит) или чье-то невидимое присутствие. На одной из лекций вдруг открылась дверь. Сквозняка не было. Мы все переглянулись, но промолчали. Преподаватель сказал, что нам не надо бояться, потому что здесь такое происходит довольно часто и стоит к этому привыкнуть.
Новый корпус (в нем половина была отдана под аудитории, а вторая - для ресторана "Сирена" - одного из самых престижных и пафосных мест Москвы на тот момент) появился позже - где-то в 80-ых годах (точную дату не знаю). Когда бульдозер рыл ямы для фундамента, то учащиеся и преподаватели увидели огромное количество костей. Здесь находилось церковное кладбище. Черепа, пока их не вывезли, студенты складывали на подоконниках первого этажа. С тех пор к странным явлениям все были привыкшие.
Сейчас колледж переехал - его корпус займут, вроде, какие-то офисы. Ресторан же так и стоит на месте старых захоронений. Но хочу все-таки сказать, что место было очень хорошее, что удивительно. Никакой гнетущей атмосферы, а местных тихих призраков никто не боялся" (источник).

Я одно время жила на этой улице. В ней не было ничего притягательного и мистического и очень мало было красивого. Но как-то зимой возвращалась в первом часу ночи, свернула с Садового, которое в любое время суток затопляет свет, и замерла. Темень, укрывший все белый снег. Ни следа человека или машины. И, мне кажется, я понимаю после этого фокус с колдуном Брюсом. Да, маловероятно встретить, вернее, узнать его в залитом светом переходе на Сухаревке. Но можно оступиться и провалиться на миг в другую реальность, где нет ни метро, ни лишних звуков, ни электрических лампочек.

В заключении добавлю еще, что в доме номер 8 по Большой Спасской прошли последние годы жизни Анастасии Цветаевой (второй подъезд, вход со двора).

 

Церковь Петра и Павла (Новая Басманная, 11)

Инициатором строительства церкви читают Петра I. Он ездил по этой дороге в любимую Немецкую слободу (территория нынешней Бауманской улицы), всегда досадовал, что здесь нет православного храма, и как-то раз набросал эскиз, выдал 2,000 рублей и повелел построить по этому эскизу и на эти деньги церковь. Поэтому получилась она такая странная с точки зрения привычной православной архитектуры.

После революции  храм одно время был резиденцией обновленцев и их духовного лидера – Александра Введенского.

Официальная церковь, конечно, поддерживала монархию и придерживалась правых взглядов. Однако здесь, как и в среде других общественных слоев, были сочувствующие социалистическим и демократическим идеалам группы, одна из которых - как раз обновленцы. Популярные благодаря Введенскому, обладателю невероятной харизмы и обаяния, очаровывающему своим мистическим экстазом. 

Обновленцы поддерживали большевиков и были единственной признаваемой ранним СССР религиозной организацией. С их помощью большевики планировали привлечь на сторону Советов верующих или, по крайней мере, внести раскол в их ряды. Однако, в 1934 году обновленцы тоже оказываются вне закона. Их выгоняют из Храма Петра и Павла, а в здании устраивают склад. В дальнейшем здесь расположится НИИ Геофизика, сделавший перепланировку здания.

В 90-х Храм вернули, но следы советского прошлого до сих пор заметны. Открываешь тяжелую резную дверь и попадаешь на перепутье. Справа церковное пространство, а слева очень бюрократическая лестница с ковровым покрытием.

Храм, как правило, почти пустой. И очень красивый. Рекомендую зайти, как и во все церкви по маршруту, – настолько они разные и интересные. А вокруг церкви та самая решетка, которая была когда-то у храма Спаса Преображения на Большой Спасской. Мы привыкли видеть старинные вещи в музеях за стеклом или веревками, не позволяющими к ним приблизиться, а тут древность - на виду, но в глаза не бросается, сколько людей проходит мимо, не обращая внимания на историю, которую тут буквально можно потрогать рукой.

 

Доходный дом на Новой Басманной, 10 и Новая Басманная, 12, стр. 3

Высокий дом напротив церкви - доходный дом Московского Басманного товарищества. Его начали строить в 1913 г., рассчитывали, что он будет огромным, протянется с Новой до Старой Басманной. В 1914 г. началась Первая мировая, план с постройкой не удалось реализовать в полной мере, но дом получился внушительным. Сейчас там нет квартир, внутри учреждения, но вот когда строили это здание, рядом возвели еще два небольших дома для обслуживающего персонала. И один из них в глубине двора (Новая Басманная, 12, стр. 3) до сих пор полностью жилой и необычный, похожий на маленький замок. Интересно обойти его со всех сторон, а во дворе дойти до подъезда в самой глубине. Там на стене уже несколько лет висят необычные рисунки (вернее один рисунок, но экспозиция меняется). Кажется, их вешают художники, у которых в этом доме студия, но не знать этого доподлинно интереснее.

А жители дома говорят, что в нем живет привидение, и мне нравится, что рассказывают они о нем не как о чем-то экстраординарном, а будто о коте, например. "Жила я, значит, в этом доме около трех лет. У нас было домашнее привидение - Адмирал... На нем был белый костюм с золотыми погонами с махрушками. Он любил двигать табуретки на кухне, глубоко вздыхать и имитировать присутствие других людей. Пару раз наглухо замораживал наш холодильник. Но мы как-то к нему привыкли".

Усадьба Стахеева (Новая Басманная 14с1) и усадьба Шибаева (Новая Басманная 23ас1)

 

В соседях у привидения по имени Адмирал усадьба Стахеева, которая не входит в нашу тематическую прогулку, но, наверняка, привлечет ваше внимание. Если захотите узнать её историю, она тут.

А мы идем дальше по Новой Басманной в сторону площади Разгуляй и обращаемся к еще одной странной эзотерической истории. Где-то здесь, рядом с лакированной китайской шкатулкой дома купца Шибаева в начале 20-го века в частной квартире был устроен тайный скопческий центр. Здесь жила их Богородица и проводились молебны.

Скопцы – христианская мистическая секта, идеализирующая (если это слово тут приемлемо) царство Духа и отвергающая мир материи и плоти. Поэтому их и называют «скопцами», то есть теми, кто провел над собой обряд оскопления - кастрацию. Секта активно преследовалась властями, поэтому проводила свои обряды тайно, да так закрыто, что даже сейчас неизвестно место, где именно на Басманной была их "штаб-квартира".

 

Усадьба Мусиных-Пушкиных (Спартаковская, 2)

 

А дальше, на Разгуляе, снова следы колдуна Брюса в виде его дома. На самом деле, это усадьба Мусиных-Пушкиных. Родственница Брюса вышла замуж за одного из представителей этой фамилии. Так как ни дома самого Брюса, ни немецкого кладбища, на котором он похоронен (или якобы похоронен) не осталось, молва определила этой дом его резиденцией. 

Самое интересное в легендах о доме – замазанная белой краской трапециевидная доска на фасаде (почти на углу Доброслободской и Спартаковской улиц). Это заштукатуренный вечный календарь, работающий по принципу солнечных часов. Раньше в полдень к дому приходили часовщики со всего города сверять время.

"...по просьбе Мусина-Пушкина Брюс изготовил мистические солнечные часы, которые должны были предсказывать их владельцу судьбу. Но к тому времени, как Брюс выполнил заказ, хозяин дома уже скончался. Наследники его посмеялись над изобретением Брюса, отказавшись оплатить заказ, и он проклял часы, наказав им показывать только плохое. Проклятье не раз сбывалось перед обеими мировыми войнами и революцией — тогда камень доски становился кроваво-красным. Последний раз кровавые пятна на доске видели перед началом войны в Чечне…" (источник).

В советское время в этом доме находился институт инженеров-строителей. Студенты простукивали стены в поисках черной книги Брюса и, кажется, не нашли.
Конечно, история про Брюса и в особенности про доску - фольклор. Солнечные часы на доме скорее всего установил настоятель католического храма Святого Людовика (на доме рядом с этим храмом солнечные часы, установленные тем же настоятелем, даже имеются и сейчас). Брюс и его проклятие - легенда, но эта легенда жива аж с петровских времен. До сих пор заставляет студентов простукивать стены, а сотрудников макдональдса не ходить до метро поодиночке. И это делают Брюса и его черную книгу такими же осязаемыми и реальными, как дошедшие до нас исторические предметы и ценности.

Елоховский собор (Спартаковская, 15)

 

Двигаемся дальше к Богоявленскому собору в Елохово. Тут трудно пройти мимо. Он – доминанта района и один из популярнейших московских храмов, где на воскресные службы собирается множество верующих. Чтоб прочувствовать собор, хорошо попасть сюда в солнечный день и увидеть не только церковь, но то, как множатся ее отражения в витринах, стеклянных офисах и окнах жилых домов. Собор как будто разливается по всей округе.

Немного хаотичных фактов  о нем:

  • текущая храмовая постройка была создана в 1845 г. архитектором Евграфом Тюриным в честь известного московского юродивого Василия Блаженного, который, по преданию, родился совсем рядом – на Ольховской;
  •  в этом соборе крестили Александра Пушкина;
  • единственный (или, по крайней мере, один из очень немногих) храмов, где есть лифт (он расположен снаружи. Лифт можно увидеть со стороны Елоховского проезда);
  • тут некоторое время после революции была резиденция патриарха Тихона (последнего патриарха Российской империи), в то время как захватившие политическое главенство обновленцы располагались совсем рядом, в храме Петра и Павла, где мы уже были, а их идейный лидер Александр Введенский жил еще ближе к Елоховскому собору;
  • собор действовал все советское время, хотя его хотели закрыт летом 1941 года. Вечером объявили прихожанам, утром все собрались на последнюю службу и после стали ждать, когда из муниципалитета придут за ключами. Никто не пришел, а позже в этот день люди узнали, что началась война;
  • сюда, по слухам, тайно ходил Сталин;
  • здесь находится усыпальница Алексия II (справа от входа).

Внутри храм пышно украшен, полон людей и живых цветов. Мне показалось, что есть в нем какая-то дореволюционная, благополучная и благочинная атмосфера спокойствия, когда за веру не надо было бороться или особенно рефлексировать - наслаждаться ритуалом и запахом воска. 

 

Старообрядческая колокольня (Бауманская, 18)

Мы приближаемся к концу прогулки и, прежде чем выйти на финишную прямую, свернем на Бауманскую улицу, чтоб посмотреть на то, что осталось от дореволюционного старообрядческого храма.

Осталась от него лишь колокольня Великомученицы Екатерины в удручающем, но живописном состоянии. В темное время суток очень готичная тут атмосфера.

Купец Карасев, чьи фабрики располагались чуть дальше, в районе нынешнего третьего кольца, основал на этом месте, в своем доме, тайную старообрядческую молельню. Позднее, после принятия закона о веротерпимости, который давал старообрядцам больше прав, Карасев перенес церковь в отдельное трехэтажное строение здесь же, а в 1915 году к ней пристроили колокольню.

Следы купцов сдуло революцией, а дом продержался аж до конца 70-х годов, когда его снесли, чтоб построить на освободившемся участке ангар. Ангар и ныне в планах: на месте дома пустое пространство, а колокольня, по-моему, доживает последние дни. Но пока еще можно прийти на нее посмотреть.

 

За метро Бауманская на Большую Почтовую улицу

И направиться после по улице Энгельса в сторону Буденовского поселка. Если б мы шли этим маршрутом до революции, то наблюдали б, как места становятся проще и беднее. Купеческие усадьбы сменяются домами купцов помельче, живших там же, где и их производство, а эти жилища-фабрики уступают место рабочим кварталам. Многие дома сменились, район этот теперь почти что центр, но ощущения те же.

По правую руку от нас на самом третьем кольце остается странная (нетипичной постройки) старообрядческая церковь Покрово-Успенской старообрядческой общины. Точный ее адрес – Малый Гавриков пер., 29. Интересно, что это единственное здание, которое уцелело во всем переулке, уничтоженным во время строительства третьего кольца.

Настоящее храма туманно. На куполах нет крестов и церковь не используется по прямому назначению. В советское время ее занимал спортивный клуб, внутри были залы. Сейчас, возможно, назначение примерно то же. Территория больше напоминает крепость, где не рады гостям и любопытным прохожим.

Ирининская церковь (Фридриха Энгельса, 38) 

Чуть дальше, на Энгельса, последняя церковь маршрута – храм Великомученицы Ирины в Покровском. Храм был построен в 1800-м, перестроен в 1890-м, в советское время тут размещался клуб Буденовского поселка, завод, продовольственный склад и прочее разное, а в 1992 году церковь вернули патриархии. 

Когда несколько лет назад метро Бауманская было закрыто на ремонт, я часто ходила по соседней Бакунинской улице – пыльной, полной машин и не сильно уютных высотных домов. Как-то свернула во дворы и почти потеряла дар речи, увидев в осенней утренней дымке неотреставрированный край ирининской церкви. Она сама похожа на призрак.

Сейчас храм реставрируют, призрак драпируют одеждой из Зары или вроде того и превращают в одну из многих московских церквей. Но ремонт продвигается очень медленно. Особенно внутри, где полустертые фрески, бетонный пол и вообще все где-то на полпути между складом и Храмом. Производит впечатление. И именно в эту, финальную, точку маршрута я призываю обязательно заглянуть.

Наше путешествие закончилось, но не наша история. Расскажу еще, что на территории находящегося неподалеку Буденовского поселка располагалась до революции… Пекинская духовная миссия. В районе жила небольшая китайская община, которую духовенство пыталось обратить в православие.

И здесь же, в небогатом рабочем районе, была концентрация народных духовных поисков. Сюда приходили проповедники и шарлатаны, чтоб рассказать людям о своем Боге. Вот, например.

"Еще одно упоминание о нахождение здесь секты хлыстов приводится в книге В. Марцинковского "Записки верующего", он пишет: "Как пример народных религиозных устремлений, я привел бы ту характерную эволюцию, которую пережила к этому времени община христиан-трезвенников под руководством простого русского человека И. Н. Колоскова (в Москве). Сначала, еще при старом режиме, он работал, не выходя из православной Церкви - и скоро прославился как целитель от запоя и других неизлечимых пороков (это засвидетельствовано и русской наукой... Затем он был обвинен официальной церковью в хлыстовстве (обвинение было заведомо ложно, и целый ряд общественных деятелей выразил свой протест против этого печатно). После того состоялось его отлучение от церкви. Но это лишь усилило его влияние на народ. Помню его "тайное" собрание на Нижней Хапиловке, в квартале рабочей бедноты - на котором присутствовало до тысячи человек. Но как он вел его! Это была беседа от сердца к сердцу. Простой мужичок, в голубой рубашке с кушаком, с русыми волосами в скобку, "братец Иванушка" словно на тысячеструнных гуслях играл, вызывая в народе то молитвенный экстаз, то аккорды дружного радостного смеха. Своим не ораторским, косноязычным, но метким народным языком он изъяснял Слово Божие, которое народ жадно пил, как воду или, лучше сказать, как вино радости новой.
У него было тогда до 30 тысяч последователей. Потом он впал в рационализм, стал последователем Л. Толстого, оставил молитву. Дар стал иссякать... и община редеть..." (источник).

 

Ну вот и все. Желаем вдохновляющей прогулки и много любопытного и прекрасного на пути.

Ищите атмосферное и тематическое в нашем блоге по тегам маршрут_для_прогулок и церкви

 

Напоминаем про нашу страницу на facebook, профиль в инстаграм и про то, что с нами можно пойти гулять

Если вам понравилась статья и вы хотите нас поблагодарить, помочь проекту можно здесь, будем признательны и вдохновлены.