Обособленность, уют и пирожки Рогожской слободы

История и настоящее Рогожской слободы, ее церквей, знаменитой трапезной и старообрядческого магазинчика

Адрес: ул. Рогожский поселок, 3

Как добраться: пешком от метро Нижегородская или общественным транспортом от Римской (автобус 567 и 40)

 

Москва была городом купцов, а значит, городом старообрядцев в большей мере, чем другие крупные российские города. Купцы исчезли после революции, а вот московская старообрядческая община сохранилась. Сохранились храмы, монастыри, особенная архитектура и культура, поражающая своей устойчивостью.

Осколки староверия разбросаны тут и там по Москве. Расскажу здесь об одном таком не осколке, а острове – городе внутри города, наполненном историей, духом и душевной теплотой – о Рогожской слободе.

Сейчас это где-то на отшибе Таганского района, между станциями метро Площадь Ильича и Пролетарская. Слобода - словно внутри буддийского ничего. От туристов и любопытных ее отделяют Третье транспортное кольцо и промзона вокруг жд станции Фрезер. То есть ничего здесь по большому счету не поменялось с 17-го века, когда в местности этой, в глухой деревне, селились ямщики, возившие почту за Москву, и когда тут брала начало Владимирская дорога (ныне шоссе Энтузиастов). Двести с лишним лет назад тут стоял столб, а на нем надпись «От Москвы две версты», что для путников означало скорое окончание длинного пути. Вот-вот они въедут на городскую окраину.

Давно нет лесов вокруг. Вместо двух верст – пара остановок на маршрутке, а там и до центра рукой подать. Но до сих пор ощущаются здесь окраинность, отделенность и непохожесть на город. А старообрядцы, как жили тут с 18 века, так живут и сейчас.

Вначале стоит сказать, что вообще-то корректно называть здешнее поселение старообрядцев «Рогожским кладбищем». Это исторический топоним для обозначения места.
На Рогожском кладбище жили старообрядцы, а в Рогожской слободе (она была в районе метро Римская) - ямщики.
Но я для обозначения поселка старообрядцев буду все-таки использовать слово «слобода», сейчас оно, хоть и не совсем корректное, звучит привычнее.

А укоренение старообрядцев на Рогозе началось в 1771 г., когда в Москве свирепствовала великая чума. Тогдашний городской голова из города сбежал, мортусов, которые убирали трупы умерших от чумы с городских улиц, набрали из каторжников. Больше никто не соглашался. За несколько недель чума забрала и их. Воцарился хаос. Екатерина II приказала закрыть городские кладбища, чтоб предотвратить распространение мора. И тогда здесь староверы устроили кладбище для захоронения своих, на деньги местных купцов открыли бараки-больницы, много сил отдали борьбе с болезнью.

Кстати, та чума и помощь в борьбе с ней старообрядцев дали начало не только здешней слободе, но и другому известному старообрядческому поселению - на Преображенке.

Помощь была отмечена. Екатерина разрешила староверам построить рядом с кладбищем два своих храма. Рядом с чумным захоронением воздвигли обелиск. Появились богадельня, больница, училище и сиротский дом. Посадили фруктовый сад и разбили два пруда. Возник полноценный, огромный (24 гектара) и закрытый поселок. Он процветал. Богатейшие купцы не жалели денег на спасение души и украшение храмов: перед алтарями стояли огромных размеров свечи (до 12 кг. весом), собирались редкие и ценные иконы, книги.

Вообще-то староверы не единое течение, а группы. Главными на Рогозе были поповцы. Еще их называли часовенниками, потому что им официально было разрешено иметь свои часовни для молитвы. Мужчины были одеты в строгие длинные кафтаны, а жены их должны были одевать на службу не только традиционный для православия платок, но и поддевать под него косынку, а вниз еще повойник (платок замужних женщин, обвитый вокруг головы). 

Время между чумой и революцией было разным. Сильные преследования от официальных властей старообрядцы Рогожского кладбища претерпевали во время правления Николая I. Этот период даже получил название «николаевских гонений». На территории слободы все это время находился особенный чиновник-смотритель, собиравший доносы и всячески препятствовавший богослужениям по старому канону.

А революция ураганом прошла по Рогожской слободе. В 28 году с храмов сбрасывают колокола, один почти что разрушают. Мрамор из склепов купеческих фамилий выковыривают и используют для облицовки вестибюлей метро и разных строек века. Чумную братскую могилу взрывают, разравнивают территорию и строят внезапно ясли, которые функционируют до 1971 г. А большую часть территории забирают под строительство станкового завода.

Еще одна жуткая деталь. В Великую Отечественную сюда часто приезжают машины с забеленными окнами, откуда в специально вырытый котлован вываливают трупы погибших, присыпают песком и по новой. Сейчас поверх того места снова одиночные могилы.

С 1918 г. большевики начинают забирать у поселка здание за зданием. В 1918 г. закрывается старообрядческий учительский институт действовавший на Рогожском. В 1921 году - храм-колокольня Воскресения Христова. Чуть позже огромное собрание староречатных книг и рукописей увозят в библиотеку им. Ленина.
В 1929 г. власти закрывают храм Рожества Христова и на Пасху открывают внутри столовую и буфет со спиртным.

Единственный оставшийся за общиной храм на Рогожском, Покровский собор, до середины 40-х был под угрозой закрытия. В 1941-1943 годах во время Великой Отечественной Войны религиозные гонения ослабевают, на московскую архиерейскую кафедру возводят архиепископа Иринарх, помощником которого становится вернувшийся из лагеря епископ Геронтий и оба они ютятся в чужой дворницкой, так как все здания экспроприированы государством.

Единственный не закрывавшийся все советское время храм был главным здешним храмом - кафедральным собором Покрова Пресвятой Богородицы. Построить его планировали с момента появления посёлка, проект заказали знаменитому Матвею Казакову, в 1791 году заложили первый камень, но дальше строительству стал препятствовать митрополит Санкт-Петербургский. Проблема была как в том, что старообрядцы строят храм в принципе, так и в том, что строят не просто храм, а большой, переманивают таким образом народ в старообрядческую веру.
Московские власти долго со всеми этими претензиями разбирались, урезали проект, потом часть храма опечатали и распечатали только в 1905 году, когда был принят закон о веротерпимости.

В 1929 году храм Покрова хотят забрать под клуб для рабочих окрестных заводов. Но не забирают. До строительства в лужковское время нового Храма Христа Спасителя он был самым большим из московских храмов.

В 90-х старообрядческая община поднимает вопрос о возвращении им исторической территории. Частично ее вернули, храмы восстановили, насыпали пруды. А вокруг снова возникло немного хозяйственных пристроечек, которые и сделали наше посещение особенным – трапезная, сувенирная лавка и магазин «Овощи-фрукты».

Добираться можно разными путями. Мы советуем пройти какую-то часть пути пешком, чтобы получить впечатление от района, в котором столько всего намешано.

Можно, например, добраться на автобусе от Площади Ильича. Проезжаете пару остановок, чтоб только Третье кольцо переехать, и выходите. Кругом дорожные развязки и жилые дома к ним впритык. Говорят, что когда расширяли шоссе Энтузиастов, спланировали все так, что кое-где люди не могли до конца дверь из подъезда открыть – так близко начинался автобан. Дороги настолько вплотную к домам, что  консервирует атмосферу во дворах. Вот пожилая дама в треуголке из газеты наблюдает в окна за порядком. Вот мужчина идет, элегантно помахивая кувалдой. Вот беседует сам с собой другой мужчина в тельняшке.

А за этими дворами идет очень промышленная и очень тихая Шепелюгинская улица, где сохранилось несколько типичных модернистских зданий с мозаикой.

Перовский проезд.

И Старообрядческая улица. Через дорогу тянется похожее на заводское общежитие здание с перерытым двором – прямо ров перед замком, где живет принцесса. Но нам не до принцессы – на нашей стороне дороги через каждые 50 метров дыры в асфальте, кое-как прикрытые шаткими мостиками. А за глухой стеной – кладбище.

Сама слобода – два храма, колокольня, газоны, прудики и дорожки. Простор, пустота и странные ощущения. Вообще на фото в интернете слобода выглядит эффектно, гармонично. На деле все кажется нарисованным и ощущения единства не возникает. Но старообрядцы продолжают обживать и благоустраивать территорию, она постоянно меняется и становится лучше.

Внутри храмов атмосфера приятная и очень дружелюбная. Доброжелательная. 

А у горожан Рогожка знаменита не церквями, а трапезной. Щедрой, обильной, с пышными пирогами (с которыми нельзя зевать – расхватают), рыбными котлетами, разносолами. Трапезная - за территорией. Улица Рогожский поселок, д.29, стр. 9. Направо от входа на территорию Рогожской слободы (если стоять к нему лицом на улице Рогожский поселок). Для ориентира – рядом Пятерочка.

В трапезной вкусно, чудесно и настоящий музей русского быта. Лампадки перед иконами, котик, деревянные лавки, вышитые занавески и старинная ручка вместо пластикового выключателя у рукомойника. Тут два зала, народу довольно много, но очередь идет быстро, а мест всем хватает. Если что, подсаживайтесь к кому-нибудь. Тут это принято. А если пироги с выбранной начинкой вы вдруг прозевали – не беда. Пока вы обедаете, как раз подоспеет новая порция.

У трапезной есть группа вконтакте, обнаружили там критическое замечание на тему пластиковой посуды. Несмотря на добротность и основательность остальных вещей и интерьеров, ложки, вилки здесь только одноразовые. В ответ на критику трапезная ответила, что посещающие их староверы против многоразовой посуды. У них не положено есть из общественной и до сих пор кто-то ложку с собой носит.

В том же здании, что трапезная, магазин. Вышитая традиционная одежда, глиняная посуда, прялка, книги, птички из щепок (по легенде один русский мужик сделал такую птичку для своего маленького сына. Мальчик умирал от лихорадки и никто не думал, что он переживет ночь. Но подвешенная к потолку птица отвела болезнь и с тех пор считается обережной). Продавец с узким лицом, окладистой бородищей, оканьем и обхождением, будто мы где-то в дореволюционной губернии на ярмарке. Даже если ничего не собираетесь покупать, зайдите зачерпнуть русской истории.

Обычно в Рогожской слободе малолюдно, но есть два праздника, сопровождающихся крестным ходом, когда все тут заполняется верующими и особенной, только этому месту присущей, атмосферой. Если вы хотите прикоснуться к старообрядческой культуре, нужно обязательно прийти сюда в какой-то из этих дней.
Это старообрядческий праздник Жен Мироносиц, проводящийся в конце апреля, и Покров в середине октября.
В эти праздники суда съезжаются старообрядцы из России и других стран, духовенство. Проводят ярмарку традиционных промыслов и проводят концерты древнерусского пения.

А меня там больше всего почему-то поразил магазин «Овощи-фрукты». В нем запах старой советской овощебазы, корнеплодов, земли и чего-то кислого. Трехлитровые пыльные банки со сливовым компотом. Орехи в скорлупе. Всякие руколлы и манго как-то теряются на этом фоне. И, кажется, это самая стремительная из встречавшихся мне машина времени.

Купила я все-таки не трехлитровую банку компота – тащить тяжело, а маленькую баночку с мятным вареньем. Прозрачную, ароматную, изумрудного света и медовой консистенции. И теперь готовлю ложку для липового – еще такое варенье там было.

Вы запаситесь тоже ложкой и сходите как-нибудь в этот прекрасный парк аттракционов времени, истории и атмосферы. И за баночкой варенья.

Напоминаем, что в блоге еще много историй про интересные церкви и приятные трапезные.

 

Наши соцсети: vk, телеграм, facebook, инстаграм и дзен. С нами можно пойти гулять или воспользоваться нашими аудио-гидами по старинным, уютным и тихим районам Москвы.

Если вам понравилась статья и вы хотите нас поблагодарить, помочь проекту можно здесь, будем признательны и вдохновлены.

 

Фото в превью: Игорь Стомахин